→ На определенном этапе развития. Семь этапов развития личности

На определенном этапе развития. Семь этапов развития личности

Рассмотрим форму записи ответов задания части В по обществознанию на конкретных примерах.

Задания части В - это задания повышенного уровня сложности, требующие от школьников овладения умениями:
. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и др.);
. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;
. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

В данной статье хотелось бы обратить внимание выпускников на изменение формы записи в заданиях В5 и В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.

Рассмотрим форму записи ответов на конкретных примерах.


В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Духовное __________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________ (Б) индивидов. Они выражаются в ______________ (В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________ (Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________ (Д) , таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Список терминов:
1) социальный статус;
2) синтез;
3) знаково-символический;
4) сознание;
5) социальный институт;
6) производство;
7) общество;
8) смысл;
9) устный.

Ответ:

А Б В Г Д Е
6 4 3 8 5 2

B6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (А) . Это явление получило название социальной ________ (Б) . Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (Г) . ________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (Е) : семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) миграция;
2) мобильность;
3) горизонтальная;
4) институт;
5) статус;
6) вертикальная;
7) группа;
8) стратификация;
9) маргинализация.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
5 2 3 1 6 4

В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В) Уровень представленных работ существенно возрос. (Г) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.


1) фактический характер;

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 2 2

B5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 1 1
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010, 2011 гг. по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «экзамен», 2011. www.alleng.ru

В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потреб­ность в познании окружающего мира, на­званная психологами ненасыщаемой. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «се­рьезной форме учения».

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

Очень велики возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении.

Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

А всегда ли существовала ролевая игра? На этот вопрос отвечает академик Д.Б.Эльконин. Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшие упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.



Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Периодизация возраста применительно к ролевой игре

Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь рассматриваться не может, поэтому представляется возможным только в самой общей форме высказать предположение, что периоды детского развития, по-видимому, имеют свою историю; исторически возникали и изменялись процессы психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства.

Сейчас же обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности:

непосредственно эмоциональное общение;

предметно-манипуляторная деятельность;

игровая деятельность;

учебная деятельность;

общественно-полезная деятельность;

учебно-профессиональная деятельность;

2.3 Классификация игр

Ф. Фребель, пер­вый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классифика­ции он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особен­ность - самостоятельный характер. Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил. Но эти правила, во-первых, оп­ределяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),-само­стоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые,

Режиссерские,

Театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

Дидактические,

Сюжетно-дидактические,

подвижные;

досуговые игры:

Игры-забавы,

Игры-развлечения,

Интеллектуальные,

Празднично-карнавальные,

Театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Функции ролевых игр

Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Да­выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет; ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного воз­раста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспита­ния. Игра - для дошкольников - способ познания окру­жающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Круп­ской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.) Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детьми импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

2.5. Структура ролевых игр

Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль - ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

\1 Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникнове­ние, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общ ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают моти вы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия ние на их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизи­ровать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатыва­ется верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникно­вения чего-то нового. В древнегреческой философии господство­вала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный С УД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя опре­деленные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает пре­дыдущий. По мере развития появляется новое качество, происхо­дит новое отрицание, которое в науке получило название отри­цание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сфе­рах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, пред­полагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, но­сящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают крат­ковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Дол­говременные революции имеют глобальное значение, затрагива­ют процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная револю­ция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы прояв лялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа все- разрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече ства?»

1.6. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие «культура» имеет множество значений. Сам термин - латинского происхождения. Изначальный его смысл - обра­ботка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использо­вания. Таким образом, термин «культура» предполагал измене­ние в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В переносном смысле культура - это улучшение телесных и ду­ховных качеств человека, например культура тела, духовная куль­тура. В широком смысла/культура - это совокупность достиже­ний человечества в материальной и духовной сферах. К материаль­ным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искус­ство, науку, образование, религию. Культура предстает как со­творенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной. Главная особенность культуры - ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого об­щества культуры не существует. Культура характеризует как раз­витие определенных исторических эпох, наций и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.).

Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и вы­сокую культуру. На определенных этапах может последовать вы­рождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культу­ры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.

На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъем­лемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одно­временно и развитием самого человека. В таких условиях соци­альные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью жизни первобытного общества был ее «естественный» характер. Родоплеменные отношения «естествен­но» возникали в процессе совместной жизни и деятельности лю­дей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Раз­ложение и распад этих отношений стал одновременно переворо­том в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкла­дывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и ци­вилизованный - характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в про­тивоположность культуре как началу духовному).

Цивилизация - это следующая за варварством ступень культу­ры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совме­стным действиям с другими людьми. Переход от варварства к циви­лизации - это процесс, продолжавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение жи­вотных, становление земледелия, изобретение письменности, по­явление публичной власти и государства.

В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из со­временных определений этого понятия - следующее: цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.

Философами прошлого понятие «цивилизация» толковалось иногда в негативном смысле как общественное состояние, враж­дебное гуманным, человеческим проявлениям социальной жизни. О. Шпенглер считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее старения.

В XX в. цивилизационный подход к истории был разработан пред­ставителями западноевропейской и американской политической мысли.

Критерием видового многообразия народов и государств у них было принято понятие цивилизации с присущими им характер­ными признаками: культура, религия, развитие технологии и т.д. В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют сле­дующие типы цивилизаций:

В соответствии с периодами исторического развития - древ ние, средневековые и современные цивилизации;

В соответствии со спецификой развития - восточные, запад ные и смешанные цивилизации;

В соответствии с уровнем организации государственно-поли тических институтов - первичные (государство является полити ко-религиозной организацией) и вторичные (государство отлича ется от религиозной организации);

В соответствии с уровнем экономического развития - доин- дустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Английский историк А.Тойнби предложил свою классифика­цию цивилизаций, под которыми он понимал относительно зам­кнутое и локальное состояние общества, отличающееся общно­стью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В соответствии с этими кри­териями он выделил более 20 цивилизаций, существовавших на протяжении мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую и т.д.). Обладая своей спецификой, разные цивилизации могли в течение десятилетий и даже столетий существовать параллельно, взаимодействуя между собой.

Достоинством цивилизационного подхода является обращение к духовным, культурным факторам развития, которые, несом­ненно, оказывали значительное воздействие на общество. В то же время этот подход подвергается серьезной критике по следую - щим причинам. Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и употребляется в разнообразных, иногда не совпа­дающих смыслах. Цивилизационный подход недооценивает соци­ально-экономические аспекты развития общества, роль производ­ственных отношений и деление общества на классы как факторы, влияющие на специфику его возникновения и функционирова­ния. О недостаточной разработанности цивилизационной типоло­гии свидетельствует множественность оснований классификации цивилизаций.

Идеи о цивилизации остались за рамками изучения марксиз­ма - господствовавшей в нашей стране в XX в. идеологии. Тем не менее некоторые аспекты вопроса развития цивилизации встре - чаются в трудах Ф. Энгельса. Анализируя переход от первобытно­общинного строя к цивилизации, он выделяет ее основные ха­рактеристики: общественное разделение труда и, в особенности, отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного про­изводства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируе­мых и как следствие этого - появление государства, права на­следования имущества, глубокий переворот в формах семьи, со­здание письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более раз­ностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

С современной точки зрения в основе всемирной истории ле­жит идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. В соответствии с этой кон­цепцией исторический процесс есть смена целого ряда цивилиза­ций, существовавших в различное время в разных регионах пла­неты и одновременно существующих в настоящее время. Науке известно множество определений понятия «цивилизация». Как уже упоминалось, долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня исследователи признают такое определение недостаточным и неточным. Под цивилизацией понимается каче­ственная специфика (своеобразие материальной, духовной, со­циальной жизни) той или иной группы стран, народов на опре­деленном этапе развития.

По мнению ряда исследователей цивилизации решительным образом отличаются друг от друга, так как основываются на не­совместимых системах социальных ценностей. Вместе с тем дан­ный подход, доведенный до его крайнего выражения, может при­вести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, эле­ментов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я.Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет все­мирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и, в не мень­шей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи опре­деленная философия, общественно значимые ценности, обобщен­ный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет лю­дей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы - биосоциаль­ную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каж­дом конкретном случае свою специфику.

Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древ­няя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вави­лон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям.

Их самобытные культуры были направлены на поддержание сло­жившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды дея­тельности, их средства и цели менялись медленно.

Особым типом цивилизации стала европейская, которая нача­ла свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них - значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного.

Новое время стало периодом развития индустриальной цивили­зации. Начало ей положила промышленная революция, символом которой стала паровая машина. Основу индустриальной цивили­зации составляет экономика, в рамках которой постоянно что-то меняется, улучшается. Таким образом, индустриальная цивилиза­ция динамична.

Сейчас, в начале XXI в., происходит становление постиндуст­риальной цивилизации, основанной на приоритете информации и знаний. Символом постиндустриальной цивилизации стал компь­ютер, а целью - всестороннее развитие личности.

Цивилизация представляет собой социокультурное образова­ние. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, твор­честве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное су­ществование самой культуры.

Связь культуры и цивилизации была замечена давно. Часто эти понятия отождествлялись. Развитие культуры рассматривалось как развитие цивилизации. Различие между ними состоит в том, что культура - это результат самоопределения народа и индивида (культурный человек), в то время как цивилизация - совокуп­ность достижений техники и связанного с ними комфорта. Ком­форт требует определенных моральных и физических уступок от цивилизованного человека, идя на которые он уже не имеет ни времени, ни сил для культуры, а иногда даже пропадает внут­ренняя потребность быть не только цивилизованным, но и куль­турным.

Все эти разнообразные характеристики цивилизации неслучай­ны, они отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса. Однако их оценка часто бывает односто­ронней, что дает основание для критического отношения к мно­гочисленным концепциям цивилизации. Вместе с тем жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации и выявления его реального научного содержания. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования - человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность об­щественных отношений как форму социальной организации куль­туры, обеспечивающую ее существование и продолжение. Циви­лизация - понятие не только узконациональное, но и глобаль­ное. Такой подход позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной ци­вилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами про­изводства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили сложную экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобаль­ных проблем современной цивилизации, для решения которой тре­буется объединение усилий всех членов мирового сообщества. За рамки государственных границ выходят и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергети­ческие проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель со­хранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

В современной науке уже давно идет спор: движется мир к еди­ной цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет пред­ставлять собой совокупность самостоятельно развивающихся ци­вилизаций.

Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организ­ма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распро­странение же единых, общих для всех народов ценностей, куль­турных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.

Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-историческо­го развития, что некоторые важнейшие, выработанные опреде­ленной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее признание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечелове­ческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений - это до­стигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рын­ка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит пра­вовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности.

Главным фактором развития современной мировой цивилиза­ции становится стремление к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным явлением стало перемещение людей на большие рас­стояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о гло­бализации мирового сообщества. Под этим термином понимается процесс сближения народов, между которыми стираются куль­турные различия, и движение человечества к единой социаль­ной общности.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение понятию «культура».

2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философами прошлого?

3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?

4. В чем состоит сущность цивилизационного подхода к истории?

5. В чем особенности марксистского понимания цивилизации?

6. В чем состоят особенности современной цивилизации? Какие про блемы стоят перед современной цивилизацией?

7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назови те их отличительные черты.

8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой обще человеческой цивилизации в современном мире?

9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?

10. Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?»

1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Дву­мя противоположными по своим характеристикам, разнона­правленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенден­циями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по вос­ходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигну­тые исторические результаты, понять основные тенденции исто­рии, перспективы будущего общественного развития. Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. }

 

 

Это интересно: